2 частьВариант 1 |
1. Растение кукуруза имеет два типа соцветий: початок и метёлку. Почему плоды образуются только в початке?
1) початок состоит из женских цветков, в которых образуются плоды - зерновки;
2) метёлка состоит из мужских цветков, которые образуют пыльцу, участвующую в оплодотворении
2. Определите класс цветкового растения, изображенного на рисунке. Обоснуйте Ваш ответ. Назовите органы, обозначенные на рисунке буквами А и Б, и объясните их роль в жизни растения.
1) Класс двудольные, т.к. видны следующие признаки: сетчатое жилкование листьев, пятичленный цветок.
2) А – цветок, Б – видоизмененный побег (ус).
3) Цветок – орган генеративного размножения, ус – орган вегетативного размножения.
3. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Рыбы - обитатели водной среды. (2) По происхождению и особенностям строения рыб подразделяют на 2 класса: Хрящевые рыбы и Костные рыбы. (3) Заострённая спереди голова слита с туловищем, которое начинается от свободного края жаберных крышек и заканчивается хвостовым отделом. (4) У всех рыб жабры открываются снаружи тела жаберными щелями. (5) Все рыбы имеют плавательный пузырь. (б) Наиболее древние из костных рыб Кистепёрые рыбы. (7) Для них характерны мясистые, покрытые чешуёй плавники, развитая у взрослых рыб хорда, плохо развитый плавательный пузырь и другие особенности.
3 - Заострённая спереди голова слита с туловищем, которое начинается от свободного края жаберных крышек и заканчивается хвостовым отделом – этот признак свойственен только Костным рыбам.
4 – У Хрящевых рыб жабры открываются снаружи тела жаберными щелями.
5 – Плавательный пузырь имеют только Костные рыбы (и то не все).
4. Какие признаки характерны только вирусам?
1) Не имеют клеточного строения.
2) Внутриклеточные паразиты, не способны к обмену веществ (росту, питанию и т. д).
3) Имеют одну молекулу ДНК или РНК, заключенную в белковую оболочку (капсид).
5. Какие защитные приспособления позволяют животным избежать гибели при непосредственном контакте с хищниками?
1) Защитные образования: панцирь, раковина, иглы, шипы, влажные покровы.
2) Активное использование различных средств защиты: механических (зубы, ногти, конти, копыта); химических (запахи, яды); электрических )электрические органы урыб).
3) Формы защитной окраски (покровительственная, предупреждающая), подражание более защищенным (мимикрия), подражание предметам (маскировка).
6. В процессе трансляции участвовало 30 молекул тРНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.
1) Число аминокислот – 30, т.к. одна тРНК транспортирует к месту синтеза белка одну аминокислоту.
2) Число триплетом иРНК – 30, т.к. один триплет кодирует одну аминокислоту (генетический код триплетен).
3) число нуклеотидов ДНК, кодирующих белок, - 30 х 3 = 90, т.к. один триплет состоит из трех нуклеотидов.
6. У человека отсутствие потовых желёз определяется рецессивным геном, расположенным в ХB-хромосоме, а бас — аутосомный доминантный признак. Мужчина, имеющий голос бас (гомозигота) и страдающий отсутствием потовых желёз, женится на женщине с высоким голосом и с потовыми железами (гомозиготой). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы потомства, вероятность рождения мальчиков без потовых желёз. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?